|
|
Администрация школы Наши учителя Зарница Открытые уроки Научно-исследовательская работа
|
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге. (По рассказу Б.Екимова «Возвращение»)
Хаблиева Алла Темировна, преподаватель русского языка и литературы ГОУ СОШ №8 г. Беслан РСО-Алания, учитель высшей квалификационной категории
Рассказом "Возвращение" Бориса Екимова заболела уже во время чтения и решила, что обязательно вынесу его на урок в свой неповторимый 9 "А". В центре рассказа Бориса Екимова «Возвращение» характеры, несущие в себе приметы формировавшей их эпохи. Поэтому урок по теме «Вечные проблемы в рассказе Б. Екимова «Возвращение» назван словами автора: «Да ведь мы – люди и на земле живем». С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся – урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа. На этапе подготовки к уроку учитель формулирует для себя следующие цели: 1) выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа Б.Екимова, определение универсального характера поднятых проблем в соотнесенности с инокультурной, инонациональной, иноконфессиональной традицией; 2) умение целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры; 3) воспитание эмоциональной культуры, милосердия, сочувствия, толерантности и приверженности традициям своего народа, другими словами, духовно-нравственное воспитание старшеклассников. Оборудование урока: - выставка книг Б.Екимова: - компьютерная презентация урока; (прилагается) - портрет Б.Екимова; - текст рассказа Б.Екимова «Возвращение» у каждого ученика; - изображение Богородицы Казанской; - грамзапись – Ф.Шуберт «Ave Maria»; - предметы – реликвии, принесенные учителем и учащимися; - фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии.
Чтобы подготовить ребят к серьезному размышлению, накануне урока дано задание прочитать рассказ и передать его сюжет, принести предметы (фотографии, газетные материалы, сувениры, которые являются в доме святынями, реликвиями, и рассказать о них. Этот вид задания помогает проникнуть в суть происходящего на уроке, глубже понять основную мысль рассказа. Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он призывает осторожно войти в мир людей, населяющих небольшой рассказ Б.Екимова «Возвращение» и, не нарушив их покоя, не обидев неосторожным словом, не задев ничьих чувств, поразмышлять на тему: «Да ведь мы – люди и на земле живем». Проследить, как смог автор на нескольких страницах поднять общечеловеческие проблемы. - Хотелось бы, чтобы к концу урока мы составили впечатление о рассказе. Возможно, ваше мнение совпадет с мнением автора, - продолжает учитель.- Вчитаемся в эпиграф (на доске). Рассказ Бориса Екимова не отличается острым сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он богат человеком. Е. Скарлыгина - Любопытно, возможно ли о рассказе, в котором всего два действующих лица, сказать, что он «богат человеком»? БЕСЕДА начинается с пересказа сюжета: - Для чего этот пересказ? (Повторное переживание текста на личностном уровне). - Пойдем вслед за автором. Как происходит наше знакомство с героиней рассказа? Начните с имени НА ДОСКЕ: НАДЕЖДА – 1) ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного благоприятного (на выздоровление, на благоприятный исход…); 2) тот, на кого надеются, кто должен принести успех, радость, благополучие - Какое значение важнее для вас? (Оба). - И вот Надежда в изображении Б.Екимова. Как она выглядит? Звучит текст: «Живые мощи: под старой кофтенкой – узкие худые плечики, за ними – горб, иссохшиеся плети рук с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка». - Согласитесь, внешность далеко не героическая. А какие детали подкупают? - «Живые мощи» (метафора, оксюморон). «Беззубая улыбка. Она – для всех» - А почему же все-таки Надежа? - Да, автор выделил ей две роли: огородницы и заступницы. - Какая роль важнее для автора? - Обе: и забота о душе, и забота о хлебе. Одного без другого нет. - «Лет бабке Наде много и много». А что за ними? Приводятся примеры из текста: «Изработалась, устала…»,- жалуется она Богу и людям, гостям своим. – Так устала, жилочки нет живой». И далее: «С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает, рыхлит, поливает; недолго, по-стариковски, спит где-нибудь в меже, кинув на землю дерюжку. Подремлет, очнется – и снова за дело». И опять она о себе: «И осталась я с тремя на руках… Работала, как об лед билась. Днем на колхоз, ночью – на себя… А потом война… Немцы все хозяйство раздергали… Утром до света на работу бежишь. А поля далекие, Теплый рын, Калиново… Везде – пешки. Какой хлебушко есть, детям оставишь. А сама – колос ухватишь, пошелушишь. В карман немного насыпешь, ребятишкам. Так и выжили». «Работали и работали…- вздыхает баба Надя. – В колхозе стали хорошо получать, зерном… и деньги давали. Но много трудов. Огород большой. Помолюсь – и работаю. Картошка, капуста, тыковка. Спаси Христос, все остались живые, здоровые…Повыросли…». - Мы подробно прочитали скупые воспоминания старухи. Что особенно поражает в ее судьбе? ВЫВОД: ни одного дня не жила для себя. Она одна из многих, кто, прожив жизнь, ничего не отложил на «черный день». И это не единичный образ в литературе. Вспомним «Матренин двор» А.Солженицына, «Избу» В.Распутина… - Почему столь популярен образ женщины в современной литературе? - Действительно, за личной драмой видится судьба целого поколения крестьянства. Это судьба многих женщин, обиженных государством, жизнью, односельчанами… - Так о чем рассказ? О труде и тяготах жизни (на доске). - Случайно ли рядом со старостью появляется молодость? - Разберемся, почему? - Автор хочет видеть в девочке продолжение жизни, надежду на то, что жизнь не прерывается, как и все хорошее. Именно через восприятие ею событий, через ее поступки автор раскрывает главную мысль произведения: эволюцию души или, как назвал это явление великий русский писатель Лев Николаевич Толстой,… диалектику души. Перед нами ребенок, многое зависит от того, кто окажется рядом. Значит, рассказ о юности и старости (на доске). - Что и почему говорит Екимов о родителях девочки? - Родители пьют. Этим все сказано. - Ей бы очерстветь, замкнуться, бояться людей… А она? Обратим внимание на отношение к бабе Наде, на рисунки: «На картинках – цветы, нарядные дома, а еще – простое зверье, кошки да собаки, со странными, все понимающими глазами». Отметим в описании картинок художественную деталь – глаза. Глаза – зеркало души, и они у животных на картинках «понимающие». Значит, то, чего девочка недобирает в жизни, выражает в рисунках. - Как бы вы определили главную черту характера девочки? - Отзывчивость. - Сама по себе возникла в девчушке отзывчивость? - Нет, разумеется. Ее душа была пробуждена бабой Надёжей. Докажите это примерами из текста. Баба Надя не попрекала девочку, учила добру, учила прощать, чувствовать боль других. - Вспомните, в хатенку бабы Нади, которую Екимов сравнивает с храмом, люди устраивают паломничество, а девочка на особом положении. Но среди гостей кто-то не с добром. - Почему иконы украли? - А чем это было для бабы Нади? Частью имущества? Конечно, неотъемлемая ее часть. - Какое время выбрали нелюди для своего черного дела? «В непогожий осенний день, как раз перед Анной-зимней, пришла беда» - Пейзаж только фон или действующее лицо? - Докажите. «Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами, шарясь перед собой в воздухе, словно слепая, старая женщина вышла из дома, спустилась с крыльца и, ухватившись руками за планки калитки, пыталась увидеть чей-то голос, а затем попросила: «Христа ради, Христа ради…» Ей ответил лишь только ветер. Осенняя непогожая улица, темные дома и заборы молчали» (олицетворение). Природа по-своему реагирует на состояние героини. Не мог автор допустить, чтобы в ясный, солнечный день свершилось это убийственное для бабы Нади событие - Мы познакомились с любовно описанным портретом старой женщины. А как выглядят преступники? - Верно. У них нет лиц. О них лишь сказано скупо: «Какие-то шаги, движенье у крыльца ли у калитки» Действительно, если с мастерством описан портрет любимой героини, то не меньшим мастерством является в данном эпизоде отсутствие лиц. Зато об иконах баба Надежа говорит как о живых: «Все ушли…». - Почему из уст Надежи мы не слышим слова «украли»? - Какая черта характера старухи здесь выражена? - Да, она лишилась части самой себя. Но она воспринимает жизнь такой, как она есть, так как баба Надежа мудра. Не случайно она даже не думает куда-то идти, что-то предпринимать. Не нужно наказания. Не думает, что можно вернуть то, что ушло. Но хочет умереть в добре. - Так рассказ о добре с кулаками или без? (на доске) Так своеобразно осмыслен автором мотив прощения. «Вот ушли мои заступники. Спокинули. К другим людям ушли. – объясняет она. – Там нужней». - Действительно там нужней? Да, прав автор, права героиня. Они нужней тем, кто жив одним днем, без Бога в душе. Таким все «позволено». Борис Екимов решает нелегкую задачу: как передать мучительные чувства бабы Нади, душевное состояние? - Какое несловарное определение чувств дает автор? Найдите в тексте. «И она заплакала, словно лишь теперь осознала всю горечь утраты. Этой горечи было столь много, что в одной душе она не вместилась. И потому со старой женщиной плакала девочка, уже не о смерти страдая, но о жизни: своей, короткой, не больно сладкой, и той долгой, что еще теплилась рядом, в старом, изношенном, но таком добром теле бабушки Надежи. Они были схожи: худенькая нерослая девочка и старая женщина, высохшая от жизни. И плакали одинаково: крупными белыми слезами». - Какими словами можно определить эти чувства? СО-СТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕ (на доске) – Значит, рассказ и об этом. - Со-страдать – значит брать на себя боль других, часть чужих мук. - Многое может сделать для ближнего даже самый маленький человек, когда он серьезно захочет помочь ему. - И снова Б.Екимов преподносит урок нравственности и открывает еще одну истину. Какую? Да. Взрослые, долг которых помочь, оказались душевно глухими. И это страшно. - Представим, что девочка достигла бы успеха, и после ее усилий икона бы вернулась. С вашей точки зрения, хуже было бы или лучше? - Для вас? - Для девочки? - Для бабы Надежи? - А на самом деле как произошло? - Так почему рассказ называется «Возвращение»? Да, Богородица возвращается к Надеже, так как она праведница; к девочке – у нее чистая душа. А через них – к людям. Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается рассказ, можно определить только одним словом. Это слово обозначает то, чего, как правило, не бывает, не всегда и не всем является божество, не всегда и не всем доступно высокое. - Какое это слово? - Чудо. - Значит, рассказ еще о чем? Об обыденности жизни и о чуде, о земном и небесном (на доске). - Люди всегда живут в надежде на чудо. Но не всегда понимают, что многое зависит от них самих. Чудо открывается только тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен. Примеров тому много. Вот один из них. (Покажем ученикам фотоматериал о святилище Реком в живописном Цейском ущелье Республики Северная Осетия-Алания. В каждой местности есть1 святые места, рассказом о которых любой учитель может обогатить урок).
Святилище выстроено без единого гвоздя и железной детали. Мастер признавался, что строить ему помогали какие-то силы. А когда не так давно святилище было сожжено, восстановили его в том же виде молодые ребята. Даже бревна они приносили пешком, далеко от этого места разувались и шли босиком. Очень бы хотелось, чтобы еще раз прозвучали строки, описывающие чудесное возвращение Богородицы. Но вот на что хочется обратить внимание. Борис Екимов – христианин. Я – мусульманка. Несмотря на то, что принадлежу к другой вере, мне близко то, что описано в рассказе. А когда я читала этот эпизод, внутри меня звучала мелодия, рожденная в католичестве. Это «Аве Мария» Ф. Шуберта в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти. - Как вы думаете, дело в религии? - А в чем? В ВЕРЕ и БЕЗВЕРИИ (на доске) И об этом тоже наш рассказ. Чтение на фоне грамзаписи, т.е. сопоставление музыкального произведения с литературным основано на ассоциации и требует особого такта, а от учеников – осознания общности настроения музыки, голоса и фрагмента рассказа в понимании и переживании рождения чуда. А во время чтения слов «Но вдруг другие глаза увидела старая женщина. Глаза, светлый лик… Возле них жизнь прожила. Глядела со стены Богородица. В ее глазах – нежность, страдание и раздумье. И радость возвращения. Свет исцеляющий в потупленном взгляде ее (На экран проецируется изображение Богородицы. Выбор остановлен на Пресвятой Богородице, т.к. все краски, использованные для описания иконы Б.Екимовым, находим здесь; «Коричневый цвет и охристый, золотистый…Багрец и лазурь…). После чтения эпизода зададимся вопросом: - Разве то, что прочитано, и изумительный голос певца, и музыка, и изображение Богородицы не оказывают удивительное действие на нашу душу, схожее с чудом? (Выразительное чтение эпизода о возвращении Богородицы ученицей и учителем способствуют обострению внимания, прививает любовь к вдумчивому чтению, воспитывает духовно богатую личность). На доске: Земля круглая. Человек должен за что-то держаться, чтобы не соскользнуть. В.Токарева - Попробуем сопоставить только что прочитанный рассказ со словами Виктории Токаревой. Как связаны они между собой? Действительно, рассказ многому учит ребят, помогает понять очень важные истины, заставляет задуматься о себе, о своих поступках, о близких и дорогих людях. Поэтому следующая часть урока – рассказы учащихся о предметах (фотографиях, газетных статьях…), которые являются в домах некой святыней, реликвией, как иконы в хатке бабы Надежи. Рассказы учащихся помогают создать на уроке ситуацию душевного непокоя, т.е. личного переживания, озабоченности. А так как учитель должен приходить на урок не с готовой истиной, не для того, чтобы возвыситься над учениками, он тоже ищет свои ответы на поставленные вопросы. Поэтому дальше последует рассказ самого учителя о своей бабушке, которую никогда не видела, но памятью о которой осталась в доме реликвия – камари (серебряный пояс к осетинскому национальному костюму). - Девушки из фамилии надевают его один раз в жизни – в день своей свадьбы. – Действительно, писатель Екимов подарил и мне радость возвращения дорогого человека, – завершает свой рассказ учитель. На уроке не все учащиеся класса смогли высказаться, но у всех была возможность. А учитель видел понимающие глаза ребят. Такой доверительно-искренний характер взаимоотношений учителя и учеников позволяет прийти к выводу о том, что права Виктория Токарева, прав Борис Екимов: нам есть за что держаться, «чтобы не соскользнуть». - Итак, какие общечеловеческие проблемы подняты в рассказе Бориса Екимова «Возвращение», в котором нет подробных описаний и воспоминаний, в котором мы отмечали лишь скупые фразы и штрихами очерченные детали? Еще раз обратим внимание учащихся на доску, где в процессе урока появились следующие записи:
- о труде и тяготах жизни; о для - о юности и старости: ч - о добре – с кулаками или без; е - о сострадании, милосердии, всепрощении; л - о вере и безверии (о святости и грехе); о - о земном и небесном; в - об обыденности и о чуде е к е а И все это о человеке и для человека. Борис Екимов хотел своим рассказом, я своим уроком, дети своим участием сказать, что у каждого из нас должна быть своя Богородица, своя баба Надежа, своя святыня, свой Борис Екимов, чтобы жизнь наша была «БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ». Так в процессе урока создаются условия для осмысления учащимися современных нравственных проблем. А вместе с взрослением маленькой героини рассказа происходит духовно-нравственное «взросление» девятиклассников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Диалог № 6-1991год стр-15-19. «Самое прекрасное - это наша жизнь. Беседа с писателем» 2. Учительская газета № 48-1997 год (11 ноября). 3. Волга № 11-1984 год стр-162-164. 4. Волга № 3- 1988 год 5. Литературная Россия № 16- 1991 г. Стр.9. 6. Литературное обозрение № 7-1980 г. Стр.38-46. 7. Литературная газета № 12- 1989 г. 8. Рассказы Бориса Екимова в периодических изданиях.
|